Яхтинг в Хорватии и Национальный Парк Корнати — DutyFreezzz

Яхтинг в Хорватии и Национальный Парк Корнати

В марине
На борту
В море
Маршрут

Марины в Хорватии

Любое путешествие на яхте начинается с марины — яхтенного комплекса, в котором базируются офисы чартерных компаний, есть станции по зарядке судна электричеством и водой, удобства типа многокабиночных душей и туалетов, интернета и телефона, ресторанов и магазинов, автомобильных парковок. Слово «марина» (равно как и распространенное в России имя Марина) произошло от латинского marīnus — «морской», хотя сейчас это, скорее, клочок цивилизации, дающий яхтсменам возможность начинать или продолжать свой путь по морю.

Закат в марине

Марина оживает утром и вечером: в первой половине дня большинство яхт снимается с якоря, ближе к вечеру их места занимают новые суда. Особый ажиотаж происходит по субботам — именно в этот день, обычно, заканчиваются недельные чартеры, проверяется целостность судна, происходит окончательный расчет. Затем все яхты массово убираются, и их заселяют новые «владельцы». А за день до сдачи яхты ее осматривают промышленные дайверы, исследуя под водой обшивку.

В марине

Сердце марины — ресепшн, именно там вы сможете заказать трансфер, поймать wi-fi, докупить поломанные детали (да-да, эти дорогостоящие игрушки тоже ломаются) или сойти на берег, не сумев выдержать морскую болезнь, и организовать собственную эвакуацию.

удобства в марине

В маринах Хорватии встречаются банкоматы, плюс вы всегда сможете обменять доллары или евро на местные куны (евро менять выгоднее, имейте в виду). Конечно, все описанные блага есть не во всех маринах — на маленьких островах часто не бывает ресепшн или душа или магазинов и ресторанов.

ресепшн в марине

Электрозаправки есть практически всегда. Они намного более экологичны чем автомобильные — яхта просто подключается к розетке как банальный мобильный телефон. Кстати, только на стоянках можно полноценно зарядить свои гаджеты, в марине 220 вольт, а в открытом море — только 12.

зарядка аккумуляторов в марине

Поесть в крупных маринах можно без проблем — множество ресторанчиков говит блюда хорватской, итальянской и условно-международной кухни. Очень хороши свежие рыба и морепродукты — они идут и в супы, и в салаты, и горячие блюда. Хорваты, наследники венецианской кухни, вполне спокойно добавляют креветок и осьминогов в пиццы, пасты, лазаньи и ризотто.

еда в марине

Тема душа и туалета организована вполне цивильно. Обычно они располагаются в одном здании (конечно, есть мужское и женское отделение), туалеты регулярно моются, в них есть и бумага, и бумажные полотенца, и мыло для рук. Душ — это череда запирающихся кабинок, естественно, с горячей водой, комнаткой для переодевания. Очереди бывают, но яхтсмены — люди быстрые, поэтому они быстро рассасываются.

На самих яхтах всегда есть туалет (туалеты), а на тех, что посовременнее — и душ. Но в марине все равно намного приятнее — пространства больше, вода без ограничений и (главное!) не качает.

удобства в марине

Яхты в марине стоят очень плотно друг к другу, так, что можно без проблем перейти с одного судна на другое. Поэтому соседи — важная часть вашего вечера. Ужин и неизменные вечерние возлияния происходят на палубе (а вовсе не в кают-компании), поэтому и вам будет слышно всех, и на вас, если будете очень шуметь, будут смотреть косо.

соседи по стоянке в марине

Правила поведения на борту яхты

Самое главное на борту — это хорошие запасы рома, колы и лайма. Хоть это и шутка, но в жаркую и ветреную (на море всегда ветер) погоду такой микс идет намного лучше пива, вина и других коктейлей. Ром лучше покупать в дьютифри, лед готовить самим в морозилке на кухне яхты, а остальные ингредиенты без проблем продаются в магазинах.

Ром на яхте

Правило хорошего тона: для яхты должна быть своя обувь, в которой «по улице» ходить нельзя. Во-первых, это позволяет держать яхту в чистоте (все матросы бегают и по лавкам, и по крыше в обуви), а во-вторых, яхтенные туфли должны быть на специальной, нескользящей подошве, которая на асфальте просто сотрется. Также важно, чтобы ваша яхтенная обувь дышала (весь день на солнце — не шутка) и быстро сохла.

обувь на борту яхты

Главный на яхте — капитан, именно он отдает приказания и делегирует полномочия. Несмотря на то, что он, обычно, самый опытный в команде, он постоянно прикован к штурвалу. Старший матрос — это руки капитана, именно он решает операционные задачи по управлению судном (развернуть с другими матросами парус, подтянуть, отпустить и т.д.). Удивительно, что любой член экипажа (при желании, конечно) важен и полезен. В моменты швартовки и отчаливания матросы вывешивают или снимают кранцы, подтягивают — отталкивают другие яхты (это делается для того, чтобы не повредить свою и чужие яхты), работают с мурингами.

швартовка яхты

В случае сильного крена яхту нужно откренивать в обратную сторону. В этом случае все свободные матросы перебегают на соответствующий борт и вывешиваются как можно дальше. В случае регаты это происходит достаточно часто, поэтому к окончанию перехода у откренивателей вполне может чувствоваться усталость в мышцах.

Откренивание яхты

Помимо работы (если мы говорим о команде единомышленников, а не о нефтяных магнатах с нанятым экипажем) на яхте есть и отдых — купание в открытом море (в Адриатике это особое удовольствие), для экстрималов — купание с веревкой и вейкбординг.

Вейкбординг на яхте

Ожидаемая, но от этого не менее неприятная вещь, которая может случиться на борту — это морская болезнь. Есть, конечно, таблетки, которые замедляют реакцию и в общем нехорошо сказываются на организме. Четыре надежных средства — пить меньше алкоголя, реже бывать внутри судна, фокусироваться на линии горизонта, а не деталях яхты и дать организму время на адаптацию. Через 2-3 дня после начала поездки он привыкнет к постоянно качающейся среде, и вы станете получать удовольствие в полной мере.

Русское яхтенное ралли, участие в регате в Хорватии

Участие в регате — не совсем обычный вид яхтинга. Это не отдых в стиле «бикини, мартини», а напряженная работа, адреналин, радость и разочарование от результатов своей команды.

Адриатика в Хорватии

Каждый день регаты проходит одна или две гонки по заранее запланированному маршруту. Маршрут, конечно, может меняться — как и в кайтинге, много зависит от ветра. Гонки всегда проходят под парусом, т.е. мотор включать нельзя (иначе это означает моментальную дисквалификацию и выбывание из гонки).

Гидроплан над морем

Все яхты единовременно выходят в зону старта и ожидают сигнала начала гонки. В этот момент еще можно идти на моторе и даже есть время полюбоваться на красоты Адриатики.

перед гонкой

В самой гонке яхты часто идут нос к носу. На скорости сказывается как мастерство команды и капитана, так и банальное везение (которое часто тоже бывает следствием мастерства). Обычно все яхты идут под гротом и стакселем, но при несильном ветре разрешается пользоваться специальным 150-метровым парусом — спинакером.

Спинакер в регате

Спинакер, за счет большой парусности, придает яхте скорость. С эстетической точки зрения это выглядит незабываемо — как флотилия капитанов Греев, наперегонки рвущихся к Ассоль.

Спинакер в регате

Каждый вечер организаторы регаты подводят итоги гонок и награждают лидеров гонок. Победитель регаты определяется лишь в последний вечер.

Маршрут на яхте по островам Хорватии

Заданный маршрут — это следствие участия в регате. Места окончания гонок выбирались по принципу их удаленности друг от друга, размера и обустроенности марин (более 20 лодок регаты не всегда могут найти место для швартовки в маленькой марине), общей живописности места.

Для самостоятельного путешествия такой маршрут по островам Национального Парка Корнати тоже вполне подойдет: марина Храмина на острове Муртер — остров Жут — остров Жакан — остров Жларин — остров Муртер — марина Храмина на острове Муртер. Остров Муртер находится недалеко от Задара и соединяется в материком мостом. Марины на нем — крупные и оборудованные.

Чуть похуже обстоят дела с островными маринами — например, на острове Жут всего 2-3 ресторанчика, пирсы удалены друг от друга и от ресепшн с туалетом.

Марина острова Zut

По всем островам можно гулять, и, что самое интересное, подниматься на вершину. Виды на островную Хорватию открываются незабываемые, даже в унылую погоду.

остров Zut

Вечерний мини-треккинг — популярное занятие, после дневного перехода особенно приятно ходить по некачающейся поверхности.

остров Zut

Острова малолюдные (большинство вообще необитаемо), но для выращивания олив каменистая почва подходит отлично.

оливы в Хорватии

Примерно так выглядят яхты на ночной швартовке в марине: нос-к-носу, как один большой многоквартирный дом. Кстати, прежде чем перейти на чужую яхту обязательно! нужно спросить разрешение у ее хозяев. Иное поведение будет воспринято как крайняя степень хамства и невежества.

остров Zut

Остров Жакан еще меньше чем Жут. На нем есть только ресторанчик, магазин (который открывается, когда в марину приходят яхты) и электрозарядка. Ни воды, не душа, Интернет и туалет есть в ресторане.

марина острова Zakan

Такая «дикость» вполне компенсируется отличными видами. На острове не растут оливы, но много овечьих стад, которые гуляют сами по себе.

остров Zakan

Островок маленький, обойти его буквально за пару часов. Кстати, из марины Храмины на Муртере организуются романтические экскурсии в конобу (ресторан по-хорватски) Закан, так что даже если вы не увлекаетесь яхтенным спортом, вы вполне можете совершить морскую прогулку и поужинать в этом чудном малолюдном месте.

остров Zakan

Еще одна марина — на оживленном острове Жларин. Тут опять же нет, как таковых, удобств, но много ресторанчиков и отелей, несколько больших деревень. Судя по количеству людей с чемоданами и прибывающим паромам, это место популярно для матрасного отдыха.

марина острова Zlarin

Жларин — крупный остров и за час его не обойдешь. Но тем приятнее выбраться на один из локальных пиков, посмотреть на местную жизнь и вообще прочувствовать островную Хорватию.

остров Зларин

Люди вечером, вне набережной встречаются редко — местные жители уже сидят дома, а гости острова — ужинают в конобах с видом на Адриатику.

остров Зларин

Закаты на острове чудные, некоторые яхты возвращаются в марину уже в сумерках, чтобы увидеть полыхающее небо и море с воды.

остров Zlarin

А ночью (это свойство любой марины, не только в Жларине) марина вообще приобретает сказочный вид.

остров Zlarin

Остров Муртер — это уже вполне себе цивилизация, чтобы добраться в местные марины яхта не требуется. Поэтому на нем есть и полноценные ресепшены, банкоматы, много магазинов и ресторанов.

остров Муртер

На острове можно заняться шоппингом, можно погулять по узким каменным улочкам, подняться к церкви на вершине холма (они есть практически в каждой деревне).

остров Муртер

Если повезет — можно попасть на локальный праздник, в который местные жители одевают национальные костюмы и идут плясать на главную площадь.

остров Муртер

Последняя ночь в марине перед сдачей яхты обычно бывает заполнена хозяйственными делами — сборами, упаковкой вещей, поверхностной уборкой. На следующее утро, передав яхту в руки чартерной компании, морские волки вновь становятся сухопутными крысами.

марина храмина на Муртере

И, просматривая дома фотографии из поездки на яхте по Хорватии, вам наверняка захочется вернуться в эти чудесные места с изумрудным морем, живописной природой и бесконечными возможностями для яхтинга.

алые паруса в Хорватии

Если вам понравился отчет, поделитесь с друзьями в своей социальной сети!

Весь отчет о самостоятельном путешествии в Хорватию

1. 11-дневное путешествие по Хорватии на яхте и автомобиле
2. Яхтинг в Хорватии и Национальный Парк Корнати
3. Национальный парк Плитвицкие озера самостоятельно
4. На автомобиле от Плитвицких озер до Сплита: Северный Велебит, Сень, побережье Адриатики, остров Паг, Задар
5. Что посмотреть в окрестностях Сплита: дворец Диоклетиана, Шибеник, Трогир, Национальный Парк Крка
6. Что привезти из Хорватии? Дьютифри Сплита